четвер, 6 травня 2010 р.

Недеяние - и вовсе не отказ от деяния

Традиционно под недеянием имеется в виду достижение состояния незадействованности. Незадействованности в процессах и явлениях, незадействованности в собственных ощущениях. Незадействованности в собственных проявлениях. Прекращая свою задействованность в проявленном мире, мы, таким образом, приобщаемся к миру непроявленному, тем самым приближаемся к источнику всего сущего, лежащему, как известно, в сфере непроявленного.

Все вроде бы правильно и понятно. Только из этой умной словесной конструкции очень часто делается совершенно неправильный вывод. Что, мол, с целью достижения божественного начала этого мира нужно бежать из этого мира.

Можно, наверное, и так. Но я делаю для себя совершенно другой вывод.

Просто было замечено (не мною единственным, не мною первым), что в состоянии высокой эффективности деятельности возникает ощущение, что какая-то моя часть совершенно неподвижна. Более того! Возникает ощущение, что именно эта неподвижная часть меня и есть собственно Я.

Только что я совершал разнообразные действия для достижения цели, а теперь я уже как бы всего лишь наблюдаю, как я совершаю разнообразные действия. Причем, что примечательно, цель достигается уже как бы сама собой. В эзотерической литературе такой феномен называется еще формированием внутреннего наблюдателя. Выделенный внутренний наблюдатель не имеет материального субстрата, поэтому относится как раз к сфере непроявленного.

То есть, стремясь наилучшим способом выполнять произвольные задачи повседневной деятельности, мы как раз и формируем ту самую неподвижность в себе, которая и ведет нас в непроявленный мир.

Таким образом, мой вывод – чтобы достичь непроявленного мира, а потом и божественного первоначала, лежащего в сфере непроявленного, нужно стать максимально эффективным в проявленном мире.

Другими словами, суть технологии недеяния – в максимальной эффективности деяния, а не в отказе от деяния.

2 коментарі:

  1. А я, почему-то, прихожу к пониманию недеяния от такой формулы: если приходящее событие твое, то прими его, если же оно не твое, то пускай оно пройдет не затронув тебя. По происшествии некоторого времени я пришел к такому состоянию недеяния, когда события либо проходят через тебя (твои события), либо события проходят мимо тебя, и для этого не нужно прилагать никаких усилия. Обратная сторона этой медали -- это развитие интуиции -- ведь нужно интуитивно ощущать приближающееся событие и понимать твое оно или нет.

    ВідповістиВидалити
  2. Такое видение, безусловно, тоже имеет право на существование. Меня смущает только, что тут мы упираемся в определение, что считать моим событием, а что не моим. Кроме того, все это опирается на интуитивное представление, что мир разделен на Я и не-Я, что в большинстве традиций считается иллюзией.

    ВідповістиВидалити